Служба сопровождения замещающих семей

Специалисты Службы сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

 

Педагог-психолог: Саламатова Анна Николаевна

Цель:

- оказание психолого-педагогической и правовой помощи гражданам, желающим принять ребенка (детей) на воспитание в семью;

- оказание консультативной, юридической, социально-психологической и иной помощи детям и семьям, принявшим на воспитание детей в свои семьи, а также информирование лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении уполномоченными органами муниципального образования и (или) исполнительной власти Республики Хакасия различного рода помощи.

 Основные задачи Службы сопровождения:

-                   подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

-                   помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка;

-                   ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;

-                   изучение мотивационно-личностных особенностей граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-                   обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

-                   создание оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на воспитание в семью;

-                   организация и осуществление комплексного сопровождения замещающих семей;

-                   профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях, оказание психолого-педагогической помощи при их возникновении, содействие предотвращению распада и укреплению замещающей

Ожидаемые результаты:

-                   повышение у кандидатов в замещающие родители воспитательных компетенций, а также создание безопасной среды, успешной социализации, образования и развития детей;

-                   оптимизация условий для развития и социализации ребёнка, переданного на воспитание в семью;

-                   предотвращение возвратов из замещающих семей;

-                   повышение уровня социальной адаптации выпускников из замещающих семей;

-                   повышение родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей.

 

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1.                 Координация действий по подготовке граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в замещающую семью

1.1             Пропаганда семейных форм устройства детей в семью

1

Пополнение сайта Алтайского УО актуальной информацией

1 раз в квартал

Педагог-психолог

2

Размещение актуальных статей и информации для замещающих семей в группе ВК и WhatsApp

Ежемесячно

Педагог-психолог

2

Пополнение информационного стенда печатной информацией

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

3

Привлечение приёмных родителей для информирования граждан по семейному устройству детей сирот

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

1.2 Отбор и подготовка кандидатов в замещающие родители

1

Комплексная психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители (детей, супругов)

В течение курса подготовки

Педагог-психолог

2

Обследование жилищно-бытовых условий кандидатов, желающих принять ребёнка на воспитание в семью

В течение курса подготовки

Соц. педагог

3

Тематические консультации по программе «Школа замещающих родителей»

В течение курса подготовки

Педагог-психолог

Соц. педагог

4

Прохождение «Школы замещающих родителей»

В течение курса подготовки

Педагог-психолог

Соц. педагог

5

Подготовка заключения кандидата в замещающие семьи

По окончанию курса подготовки

Педагог-психолог

Соц. педагог

2.                  Психологическое сопровождение замещающей семьи

1

Оценка благополучия ребёнка в период взаимной адаптации в замещающей семье

Пять раз в год

Соц. педагог

2

Комплексная диагностика детско-родительских отношений

Два раза в год

Педагог-психолог

3

Индивидуальные консультации с целью психолого-педагогической помощи семьям

По необходимости

Педагог-психолог

4

Психокоррекционные занятия с детьми и родителями по улучшению взаимоотношений в семье

В течение адаптационного периода

Педагог-психолог

5

Запросы в образовательные организации психолого-педагогического заключения на детей, проживающих в замещающих семьях

Два раза в год

Соц. педагог

6

Посещение семей с целью урегулирования отношений

По необходимости

Педагог-психолог

Соц. педагог

2.2 Психолого-педагогическая помощь замещающим семьям

на кризисном уровне

1

Комплексная диагностика по выявлению причин кризисной ситуации в семье (беседа, тестирование, оценка благополучия)

В течение 3-5 дней

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

Индивидуальные консультации с семьи и разработка рекомендаций

В течение 3-5 дней

Педагог-психолог

Соц. педагог

3

Консультации членов семьи по актуальным вопросам

По запросу

Педагог-психолог

Соц. педагог

4

Консультативно-коррекционная работа с детьми с использованием арт-терапии, упражнений на развитие коммуникативных навыков и развития сильных сторон личности

В течение 1-2 месяца

Педагог-психолог

5

Посещение семьи с целью оценки эффективности мероприятий по оказанию помощи

В течение 3 месяца

Соц. педагог

6

Взаимосотрудничество с педагогами образовательных организаций по решению выявленных проблем в семье, индивидуальные консультации, советы профилактики

В течение кризисного периода

Соц. педагог

7

Ведение ИПС психолого-педагогического сопровождения по преодолению кризиса в семье

В течение кризисного периода

Педагог-психолог

Соц. педагог

8

Привлечение детского психиатра, клинического психолога, инспектора ОДН

По необходимости

Соц. педагог

2.3 Психолого-педагогическая помощь замещающим семьям

на экстренном уровне

1

Экстренная психологическая помощь семье, ребёнку

В течение первых дней кризиса

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

Консультации замещающих родителей по актуальным вопросам

В течение 2-х недель

Соц. педагог

3

Взаимодействие со специалистами образовательной организации, инспектора ПДН, узких специалистов (психиатр, клинический психолог)

В течение 2-х недель, по необходимости

Педагог-психолог

Соц. педагог

4

Коррекционные занятия родитель-ребёнок

В течение третьей недели

Педагог-психолог

2.4 Мероприятия по сопровождению замещающих семей базового уровня

1

Комплексная диагностика внутрисемейных отношений, консультации по результатам диагностики

Два раза в год

Педагог-психолог

2

Консультация замещающих родителей

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

3

Консультации по повышению уровня правовой грамотности родителей

В течение года

Соц. педагог

4

Консультации по повышению родительской компетенции замещающих родителей

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

5

Консультативно-коррекционная работа с детьми (диагностическая беседа о взаимоотношениях в семье, социализации в обществе)

В течение года

Педагог-психолог

6

Взаимодействие с социально-психологической службой образовательных организаций

Два раза в год

Соц. педагог

2.5 Работа клуба замещающих родителей

1

Семинар-практикум «Подростковый возраст. Протестное поведение, причины и предупреждение»

февраль

Соц. педагог

Педагог-психолог

2

Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание замещающего родителя. Симптомы, превентивные меры, последствия.»

апрель

Соц. педагог

Педагог-психолог

3

Деловая игра «Успеваемость в учебном заведении приёмного ребёнка. Психотравма.»

август

Соц. педагог

Педагог-психолог

4

Круглый стол «Ребёнок и семейный конфликт. Пути и способы выхода из конфликтной ситуации»

ноябрь

Соц. педагог

Педагог-психолог

2.6 Мероприятия для замещающих семей

1

Участие в досуговых мероприятиях:

- участие во всероссийских, республиканских, городских конкурсах и фестивалях для замещающих семей;

- акция «Мы против жестокости к детям»;

- праздник «Международный день Матери»

В течение года

         

июнь

 

ноябрь

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

День правовой помощи.

Родительское собрание районное «Я знаю свои права!»

20 ноября

Педагог-психолог

Соц. педагог

Специалисты отдела опеки

2.7 Психолого-педагогическое сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1

Индивидуальные консультации по запросу

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

Совместная работа с педагогами средне-специальных и высших образовательных организаций

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

3.      Методическая работа

3.1 Организационная деятельность службы

1

Еженедельная планёрка специалиста ССЗС и сектора опеки и попечительства

Каждый вторник

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

Анализ и обработка поступающей информации

В течение месяца

Соц. педагог

3

Подготовка ежемесячных отчётов о работе ССЗС для специалистов опеки

до 30 числа

Соц. педагог

4

Квартальные отчёты ССЗС для Минобрнауки РХ

до 10 апреля

до 10 июля

до 10 октября

до 10 января

Педагог-психолог

5

Полугодовые и годовые отчёты о деятельности ССЗС для Минобрнауки РХ

до 10 июля

до 10 января

Педагог-психолог

6

Годовой анализ работы ССЗС за 2023 год

декабрь

Педагог-психолог

Соц. педагог

7

Годовой план работы ССЗС на 2024 год

декабрь

Педагог-психолог

Соц. педагог

8

Подготовка информации по запросу ООиП, КДН, ОДН, Минобрнауки РХ

В течение года

Соц. педагог

9

Годовой план работы «Школы замещающих родителей» на 2024 год

декабрь

Педагог-психолог

Соц. педагог

10

Ведение журналов:

- приём граждан, в том числе замещающих родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- учёта уведомлений и договоров о сопровождении семей, принявших ребёнка (детей) на воспитание;

- учёта письменных заявлений граждан о зачислении на обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- учёта выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- учёта справок о прохождении части занятий в рамках подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- учёта посещения гражданами занятий по Подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;

- учёта граждан (близких родственников и опекунов, попечителей), изъявивших желание пройти психологическое обследование;

- приёма лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение года

Соц. педагог

11

Ведение личных дел замещающих семей

В течение года

Соц. педагог

12

Ведение личных дел граждан, обратившихся в «Школу приёмных родителей»

В течение года

Педагог-психолог

13

Сбор необходимых документов с образовательных организаций (справок с места учёбы, копия о прохождении диспансеризации, ведомость об успеваемости, летняя занятость)

В течение года

Соц. педагог

14

Разработка раздаточного материала для замещающих родителей и несовершеннолетних

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

3.2 Повышение профессиональной деятельности специалиста ССЗС

1

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских семинарах, тренингах, вебинарах

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог

2

Повышение квалификации специалиста ССЗС

В течение года

Педагог-психолог

Соц. педагог


    

У

Календарно-тематический план подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Наименование раздела/тема занятия

Дата проведения занятий

Количество часов

Формы и темы занятий (лекции, тренинги, ин. Консультации)

Форма контроля

Лекции

Тренинги

Индивидуальные консультации

 

I Блок.

Организационно-подготовительный

 

7

2

3

2

 

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

По согласованию

5

2

3

   

Структурированное интервью «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей»

По согласованию

2

   

2

Индивидуальное собеседование

 

II Учебно-ознакомительный

 

72

17

53

2

 

2

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей

По согласованию

5

1

4

   

3

Этапы развития ребенка

По согласованию

7,5

2

5

0,5

тестирование

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

По согласованию

7

1

6

   

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

По согласованию

7

1

6

   

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

По согласованию

8,5

1

7

0,5

тестирование

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка

По согласованию

7

1

6

   

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

По согласованию

8,5

3

5

0,5

тестирование

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

По согласованию

3

1

2

   

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

По согласованию

10

1

9

   

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семье граждан

По согласованию

5,5

4

1

0,5

Самоконтроль

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

По согласованию

3

1

2

   
 

III Блок.

Итогово-контрольный

 

1

   

1

 

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

По согласованию

1

   

1

Индивидуальное собеседование

 

Итого:

 

80

19

56

5

 

22 Октября, 2024

Показать еще Показать еще

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе
Есть вопрос?
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.