Специалисты Службы сопровождения замещающих семей и
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Педагог-психолог: Саламатова Анна Николаевна
Цель:
- оказание
психолого-педагогической и правовой помощи гражданам, желающим принять ребенка
(детей) на воспитание в семью;
- оказание консультативной, юридической,
социально-психологической и иной помощи детям и семьям, принявшим на воспитание
детей в свои семьи, а также информирование лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, о предоставлении уполномоченными органами
муниципального образования и (или) исполнительной власти Республики Хакасия различного
рода помощи.
Основные задачи Службы сопровождения:
-
подготовка
граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а
также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для
охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации,
образования и развития;
-
помощь
гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка,
оставшегося без попечения родителей в выборе формы устройства ребенка на
воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им
предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка;
-
ознакомление
граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без
попечения родителей, правами и обязанностями замещающих родителей,
существующими формами помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;
-
изучение
мотивационно-личностных особенностей граждан, выразивших желание принять на
воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
обеспечение
приоритета семейных форм воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей;
-
создание
оптимальных условий для развития и социализации ребенка, переданного на
воспитание в семью;
-
организация
и осуществление комплексного сопровождения замещающих семей;
-
профилактика
кризисных ситуаций в замещающих семьях, оказание психолого-педагогической помощи
при их возникновении, содействие предотвращению распада и укреплению замещающей
Ожидаемые
результаты:
-
повышение у
кандидатов в замещающие родители воспитательных компетенций, а также создание
безопасной среды, успешной социализации, образования и развития детей;
-
оптимизация
условий для развития и социализации ребёнка, переданного на воспитание в семью;
-
предотвращение
возвратов из замещающих семей;
-
повышение уровня
социальной адаптации выпускников из замещающих семей;
-
повышение
родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей.
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1.
Координация действий по подготовке граждан, желающих
принять ребёнка на воспитание в замещающую семью |
|||
1.1
Пропаганда семейных форм устройства детей в семью |
|||
1 |
Пополнение сайта Алтайского УО актуальной
информацией |
1 раз в квартал |
Педагог-психолог |
2 |
Размещение актуальных статей и информации для
замещающих семей в группе ВК и WhatsApp |
Ежемесячно |
Педагог-психолог |
2 |
Пополнение информационного стенда печатной информацией |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
3 |
Привлечение приёмных родителей для информирования
граждан по семейному устройству детей сирот |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
1.2 Отбор
и подготовка кандидатов в замещающие родители |
|||
1 |
Комплексная психологическая диагностика кандидатов в
замещающие родители (детей, супругов) |
В течение курса подготовки |
Педагог-психолог |
2 |
Обследование жилищно-бытовых условий кандидатов,
желающих принять ребёнка на воспитание в семью |
В течение курса подготовки |
Соц. педагог |
3 |
Тематические консультации по программе «Школа
замещающих родителей» |
В течение курса подготовки |
Педагог-психолог Соц. педагог |
4 |
Прохождение «Школы замещающих родителей» |
В течение курса подготовки |
Педагог-психолог Соц. педагог |
5 |
Подготовка заключения кандидата в замещающие семьи |
По окончанию курса подготовки |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2.
Психологическое сопровождение замещающей семьи |
|||
1 |
Оценка благополучия ребёнка в период взаимной
адаптации в замещающей семье |
Пять раз в год |
Соц. педагог |
2 |
Комплексная диагностика детско-родительских
отношений |
Два раза в год |
Педагог-психолог |
3 |
Индивидуальные консультации с целью
психолого-педагогической помощи семьям |
По необходимости |
Педагог-психолог |
4 |
Психокоррекционные занятия с детьми и родителями по
улучшению взаимоотношений в семье |
В течение адаптационного периода |
Педагог-психолог |
5 |
Запросы в образовательные организации психолого-педагогического
заключения на детей, проживающих в замещающих семьях |
Два раза в год |
Соц. педагог |
6 |
Посещение семей с целью урегулирования отношений |
По необходимости |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2.2
Психолого-педагогическая помощь замещающим семьям на
кризисном уровне |
|||
1 |
Комплексная диагностика по выявлению причин
кризисной ситуации в семье (беседа, тестирование, оценка благополучия) |
В течение 3-5 дней |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
Индивидуальные консультации с семьи и разработка
рекомендаций |
В течение 3-5 дней |
Педагог-психолог Соц. педагог |
3 |
Консультации членов семьи по актуальным вопросам |
По запросу |
Педагог-психолог Соц. педагог |
4 |
Консультативно-коррекционная работа с детьми с
использованием арт-терапии, упражнений на развитие коммуникативных навыков и
развития сильных сторон личности |
В течение 1-2 месяца |
Педагог-психолог |
5 |
Посещение семьи с целью оценки эффективности
мероприятий по оказанию помощи |
В течение 3 месяца |
Соц. педагог |
6 |
Взаимосотрудничество с педагогами образовательных
организаций по решению выявленных проблем в семье, индивидуальные
консультации, советы профилактики |
В течение кризисного периода |
Соц. педагог |
7 |
Ведение ИПС психолого-педагогического сопровождения
по преодолению кризиса в семье |
В течение кризисного периода |
Педагог-психолог Соц. педагог |
8 |
Привлечение детского психиатра, клинического
психолога, инспектора ОДН |
По необходимости |
Соц. педагог |
2.3
Психолого-педагогическая помощь замещающим семьям на
экстренном уровне |
|||
1 |
Экстренная психологическая помощь семье, ребёнку |
В течение первых дней кризиса |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
Консультации замещающих родителей по актуальным
вопросам |
В течение 2-х недель |
Соц. педагог |
3 |
Взаимодействие со специалистами образовательной
организации, инспектора ПДН, узких специалистов (психиатр, клинический
психолог) |
В течение 2-х недель, по необходимости |
Педагог-психолог Соц. педагог |
4 |
Коррекционные занятия родитель-ребёнок |
В течение третьей недели |
Педагог-психолог |
2.4
Мероприятия по сопровождению замещающих семей базового уровня |
|||
1 |
Комплексная диагностика внутрисемейных отношений,
консультации по результатам диагностики |
Два раза в год |
Педагог-психолог |
2 |
Консультация замещающих родителей |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
3 |
Консультации по повышению уровня правовой
грамотности родителей |
В течение года |
Соц. педагог |
4 |
Консультации по повышению родительской компетенции
замещающих родителей |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
5 |
Консультативно-коррекционная работа с детьми
(диагностическая беседа о взаимоотношениях в семье, социализации в обществе) |
В течение года |
Педагог-психолог |
6 |
Взаимодействие с социально-психологической службой
образовательных организаций |
Два раза в год |
Соц. педагог |
2.5 Работа
клуба замещающих родителей |
|||
1 |
Семинар-практикум «Подростковый возраст. Протестное
поведение, причины и предупреждение» |
февраль |
Соц. педагог Педагог-психолог |
2 |
Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное
выгорание замещающего родителя. Симптомы, превентивные меры, последствия.» |
апрель |
Соц.
педагог Педагог-психолог |
3 |
Деловая игра «Успеваемость в учебном заведении
приёмного ребёнка. Психотравма.» |
август |
Соц. педагог Педагог-психолог |
4 |
Круглый стол «Ребёнок и семейный конфликт. Пути и
способы выхода из конфликтной ситуации» |
ноябрь |
Соц.
педагог Педагог-психолог |
2.6
Мероприятия для замещающих семей |
|||
1 |
Участие в досуговых мероприятиях: - участие во всероссийских, республиканских,
городских конкурсах и фестивалях для замещающих семей; - акция «Мы против жестокости к детям»; - праздник «Международный день Матери» |
В течение года июнь ноябрь |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
День правовой помощи. Родительское собрание районное «Я знаю свои права!» |
20 ноября |
Педагог-психолог Соц. педагог Специалисты отдела опеки |
2.7
Психолого-педагогическое сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей |
|||
1 |
Индивидуальные консультации по запросу |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
Совместная работа с педагогами средне-специальных и
высших образовательных организаций |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
3.
Методическая работа |
|||
3.1
Организационная деятельность службы |
|||
1 |
Еженедельная планёрка специалиста ССЗС и сектора
опеки и попечительства |
Каждый вторник |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
Анализ и обработка поступающей информации |
В течение месяца |
Соц. педагог |
3 |
Подготовка ежемесячных отчётов о работе ССЗС для
специалистов опеки |
до 30 числа |
Соц. педагог |
4 |
Квартальные отчёты ССЗС для Минобрнауки РХ |
до 10 апреля до 10 июля до 10 октября до 10 января |
Педагог-психолог |
5 |
Полугодовые и годовые отчёты о деятельности ССЗС для
Минобрнауки РХ |
до 10 июля до 10 января |
Педагог-психолог |
6 |
Годовой анализ работы ССЗС за 2023 год |
декабрь |
Педагог-психолог Соц. педагог |
7 |
Годовой план работы ССЗС на 2024 год |
декабрь |
Педагог-психолог Соц. педагог |
8 |
Подготовка информации по запросу ООиП, КДН, ОДН,
Минобрнауки РХ |
В течение года |
Соц. педагог |
9 |
Годовой план работы «Школы замещающих родителей» на
2024 год |
декабрь |
Педагог-психолог Соц. педагог |
10 |
Ведение журналов: - приём граждан, в том числе замещающих родителей,
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - учёта уведомлений и договоров о сопровождении
семей, принявших ребёнка (детей) на воспитание; - учёта письменных заявлений граждан о зачислении на
обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей; - учёта выдачи свидетельств о прохождении подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без
попечения родителей; - учёта справок о прохождении части занятий в рамках
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка,
оставшегося без попечения родителей; - учёта посещения гражданами занятий по Подготовке
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без
попечения родителей; - учёта граждан (близких родственников и опекунов,
попечителей), изъявивших желание пройти психологическое обследование; - приёма лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. |
В течение года |
Соц. педагог |
11 |
Ведение личных дел замещающих семей |
В течение года |
Соц. педагог |
12 |
Ведение личных дел граждан, обратившихся в «Школу
приёмных родителей» |
В течение года |
Педагог-психолог |
13 |
Сбор необходимых документов с образовательных
организаций (справок с места учёбы, копия о прохождении диспансеризации,
ведомость об успеваемости, летняя занятость) |
В течение года |
Соц. педагог |
14 |
Разработка раздаточного материала для замещающих
родителей и несовершеннолетних |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
3.2
Повышение профессиональной деятельности специалиста ССЗС |
|||
1 |
Участие в муниципальных, республиканских,
всероссийских семинарах, тренингах, вебинарах |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
2 |
Повышение квалификации специалиста ССЗС |
В течение года |
Педагог-психолог Соц. педагог |
У
Календарно-тематический
план подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей.
№ |
Наименование раздела/тема занятия |
Дата проведения занятий |
Количество
часов |
Формы и темы занятий (лекции, тренинги, ин.
Консультации) |
Форма контроля |
||
Лекции |
Тренинги |
Индивидуальные консультации |
|||||
|
I Блок. Организационно-подготовительный |
|
7 |
2 |
3 |
2 |
|
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в
приемные родители |
По согласованию |
5 |
2 |
3 |
|
|
Структурированное интервью «Готовность
семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» |
По согласованию |
2 |
|
|
2 |
Индивидуальное собеседование |
|
|
II Учебно-ознакомительный |
|
72 |
17 |
53 |
2 |
|
2 |
Представление о потребностях развития
приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о
мотивации приемных родителей |
По согласованию |
5 |
1 |
4 |
|
|
3 |
Этапы развития ребенка |
По согласованию |
7,5 |
2 |
5 |
0,5 |
тестирование |
4 |
Особенности развития и поведения
ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому
обращению. Диспропорции развития ребенка |
По согласованию |
7 |
1 |
6 |
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей
для ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности,
особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной
идентичности) |
По согласованию |
7 |
1 |
6 |
|
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной
семьи |
По согласованию |
8,5 |
1 |
7 |
0,5 |
тестирование |
7 |
«Трудное» поведение приемного ребенка,
навыки управления «трудным» поведением ребенка |
По согласованию |
7 |
1 |
6 |
|
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры
по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью
ребенка |
По согласованию |
8,5 |
3 |
5 |
0,5 |
тестирование |
9 |
Особенности полового воспитания
приемного ребенка |
По согласованию |
3 |
1 |
2 |
|
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей
развития и реабилитации ребенка |
По согласованию |
10 |
1 |
9 |
|
|
11 |
Основы законодательства Российской
Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семье граждан |
По согласованию |
5,5 |
4 |
1 |
0,5 |
Самоконтроль |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами
опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и
семьям |
По согласованию |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
III Блок. Итогово-контрольный |
|
1 |
|
|
1 |
|
13 |
Подведение итогов освоения курса
подготовки кандидатов в приемные родители |
По согласованию |
1 |
|
|
1 |
Индивидуальное собеседование |
|
Итого: |
|
80 |
19 |
56 |
5 |
|
22 Октября, 2024